Николай Дмитриев (1955-2004)


Николай Дмитриев – организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле и радиопередач, лектор, деятель новомузыкального движения.

С начала восьмидесятых годов активно участвует в художественной жизни Москвы. Организует концерты и небольшие фестивали нового джаза в клубах и Домах культуры. Читает лекции о традиционной и современной музыке в самых разных аудиториях.

В 1984 году опубликовал свою первую газетную музыкальную статью. С тех пор написано и опубликовано более 150 статей в различных газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Среди них публикации в Японии, Австрии, Швейцарии, Дании и Германии (Jazzthetik Magazine). С 1986 по 1989 гг. был соредактором самиздатского новоджазового журнала "Дело". С 1988 по 1992 гг. – одним из редакторов журнала Советской Джазовой Федерации "Джаз".

С середины восьмидесятых организует концерты и фестивали во многих российских городах, таких как Волгоград, Екатеринбург, Смоленск, Красноярск, Вологда и некоторых других. С начала девяностых - куратор музыкальных проектов Центра Современного Искусства в Москве.

В конце восьмидесятых – начале девяностых годов объездил всю страну с лекциями о старой и новой музыке, чуть позже стал читать лекции о российской музыке в таких культурных центрах, как Токио, Осака, Саппоро, Стокгольм, Гамбург, Кельн, Амстердам и Оксфорд. Читал курсы лекций о теории и истории музыки в нескольких московских ВУЗах. В 1994-95 годах читал курс лекций о новой музыке в Объединенных Художественных Мастерских. С 1998 по 2000 гг. читал курс "Истории музыкальных коммуникаций" в Российском институте социальных коммуникаций. Трижды (в 1988, 1992 и 1997 гг.) выступал с докладами о новом джазе и импровизационной музыке на теоретических конференциях и симпозиумах.

С начала девяностых годов сотрудничает с радио и телевидением. Автор многих радиопередач и нескольких телефильмов о новом джазе. Сделал несколько радиопередач о российской музыке для шведского и австрийского радио и радио ВВС (Лондон). В 1991 году был одним из постоянных ведущих регулярной телепередачи российского ТВ "Джаз Тайм". В 1993 - 1994 гг. сотрудничал с "Программой А".

С 1992 года активно занимается организацией гастрольных туров российских и зарубежных музыкантов. Постоянно работает с лучшими авангардными и этническими музыкантами России и неоднократно сотрудничал с такими музыкантами, как Терри Райли, Дживан Гаспарян, Алим Касимов, Петер Ковальд, Вернер Люди, Петер Бретцман, Фил Минтон, Дрор Файлер, Владимир Миллер, Джим Менезис, Нэд Ротенберг, Саинхо, Кен Хайдер, Хайнц-Эрих Гедеке, Кешаван Маслак, Отомо Йошихиде, Казутоки Умедзу и многими другими.

В 1993 году способствовал восстановлению "Оркестра Московских Композиторов" с участием звезд российского нового джаза и зарубежных гостей-музыкантов, организовал в 1994 и 1995 гг. гастроли оркестра в Германии, Италии и Швейцарии, а в 1996 - 1998 гг. выступления на престижных фестивалях в Лондоне, Берлине, Вене и Тампере и был сопродюсером компакт-дисков "Короли и Капуста", "Итальянское Любовное Приключение" и "Пусть Поремский Мечтает" (Leo Records) и продюсером компакт-дисков "Жизнь в Городском Саду" (U-Sound) и "Дар" (Long Arms Records) оркестра.

В 1996 году открывает вместе с Сергеем Курехиным фирму грамзаписи "Длинные Руки".

В 1993 - 1998 гг., помимо фестивалей в Москве, Киеве, Петербурге, Вологде, Архангельске, Красноярске, Кызыле, Челябинске и Екатеринбурге, участвовал в организации нескольких фестивалей российской импровизационной музыки в Токио, Цюрихе, Лондоне, Вене, Гамбурге и Берлине.

В 1999 году совместно с Рустамом Сулеймановым организует в Москве Культурный Центр ДОМ, который на протяжении последних лет является одним из наиболее важных центров ежедневной новомузыкальной и фольклорной активности. Под крышей ДОМа и на других площадках, в том числе в Большом театре, Московской консерватории, Концертном зале им. П.И.Чайковского, саду Эрмитаж, организует большое количество концертов и фестивалей преимущественно "мировой музыки".

В 2001 году вместе с партнерами открывает фирму грамзаписи "Дом Рекордс", призванную издавать этнические и world music записи, а также фестивальные семплеры.

В 2002 году совместно с Владимиром Мартыновым и Татьяной Гринденко организует автономную некоммерческую организацию «ЦЕНТР развития и поддержки новой музыки «ДЕВОЦИО МОДЕРНА» для реализации проектов новой музыки.

В 1999 - 2004 гг. продюсирует несколько крупных новомузыкальных и мультимедиальных проектов, среди которых:

1999 г., май. – Вальпургиева Ночь (МТЮЗ),
2000, июнь – Страсти по Матфею 2000, нашумевший юбилейный баховский проект (собор Св. Андрея, Москва)
2001, 2002, 2003, июль – Фестиваль Этнической Музыки Живая Вода (Алтай),
2002, январь – Вертеп (Концертный зал им. П.И. Чайковского),
2003, январь – Ночь в Галиции (Концертный зал им. П.И. Чайковского),
2003, февраль – Quaternion (Музей музыкальных инструментов, Москва)
2003, май – Этнофестиваль Барбикан в Лондоне (Российская часть),
2003, май-октябрь – серия концертов Вокзал (В рамках проекта Культурная столица Поволжья – Чебоксары),
2003, декабрь – Вита Нова с Теодором Тэжиком (Геленджик)
2004, январь – Зимы не будет, совместный проект рок-группы АукцЫон, композитора Владимира Мартынова, ансамбля OPUS POSTH, художника Теодора Тэжика и др. (Концертный зал им. П.И. Чайковского)

In Memoriam



Николай Дмитриев скончался 10 апреля, 2004 года в возрасте 48 лет.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (старом).

Алексей Баташев


Не стало Николая Дмитриева, легендарной фигуры московского музыкального андеграунда. Он умер в реанимационной палате Склифа в половине второго ночи в субботу, 10 апреля. Диагноз – обширный инсульт головного мозга. Было ему 49 лет.
Осталась жена Людмила и дети Ваня и Таня.

Все небывалое-новое, молодое-дерзкое, яркое-талантливое, что есть в современном профессиональном или концептуальном музицировании, музыкальном перформансе, что каким-либо образом связано с джазом, этникой, с экзотическими фольклорами или экспериментальной импровизационной музыкой, – все было либо инициировано им, либо прошло так или иначе через его добрые руки, щедрое сердце и почти неуловимую обаятельную иронию. Он олицетворял всю ошеломляющую всемирным размахом и безграничной фантазией программу ДОМа, где он был арт-директором, генератором идей, душой и мотором, хотя наверняка к этому было причастно много и других творческих сил.
Не будучи практикующим музыкантом, он был одним из немногих, кого можно было назвать образцовым Музыкальным Гражданином Мира.

Петр Ганнушкин

основатель портала "Джаз.Ру"

В Москве его знали все. Еще бы: с такой активностью и с такой неистощимой фантазией. Так что я – не исключение. Хотя знакомы мы были совсем немного, но как-то так получилось, что мои последние годы в Москве, да и после, во все приезды туда погостить, мы пересекались. Всегда открытый к общению, именно он был первым и единственным, кто отреагировал в 97-ом на мои попытки сделать веб-сайт о джазе. С этого начался jazz.ru, и с этого началось наше знакомство.
Потом были многократные встречи с ним в ЦДХ, а позже в его ДОМе, куда я попадал всякий раз, как приезжал в гости домой. Встречи с обязательным веселым разговором обо всем и ни о чем. Как-то раз на свадьбе наших общих друзей мы часа два обсуждали московскую полуподпольную музыкальную жизнь.

После многих лет работы с западными, в том числе американскими, музыкантами он, наконец, попал в Нью-Йорк. Времени ни на что не было, и потому мы не встречались, но час проговорили по телефону. В основном спорили: что лучше – ДОМ или "Тоник". В последний мой московский визит прямо перед отъездом я заскочил к нему за новым, еще нигде не появившимся диском "Вежливого Отказа". А еще год спустя мы встретились все в том же "Тонике". Я торопился домой, и потому долгого разговора не получилось. Зато я обещал заехать к нему в ДОМ, когда снова окажусь в Москве.
Ну что ж, заехать я, наверно, заеду. Но его там больше нет. В субботу он умер. Ему было 49 лет.

DowntownMusic.Net

Дмитрий Ухов


От инсульта скоропостижно скончался Николай Дмитриев - арт-директор столичного культурного центра "Дом", продюсер множества фестивалей альтернативной музыки. Ему было 49 лет. Несмотря на то что Дмитриев, в сущности, никогда не занимал никаких официальных постов (хотя и состоял членом многих разных художественных советов - от питерского Pro Arte до немецкого Avantart), без него в нашей культуре не состоялось бы многое из того, чем она по справедливости гордится. Причем вполне официально: в прошлом году лауреатом Государственной премии стала Татьяна Гринденко – "за создание и исполнение произведений композитора Владимира Мартынова". Фактически номинировал Гринденко – Мартынова центр "Дом".

"Дар человеческого общения позволял Дмитриеву сводить вместе творцов, которые вроде бы и не находили общего языка, но прекрасно уживались и творили вместе в новом и неповторимом художественном пространстве", - сказал композитор Владимир Мартынов. Это новое пространство материализовалось в 1999 году в виде культурного центра "Дом" – небольшого двухэтажного особнячка в Замоскворечье, где фактически был создан до этого не существовавший в столице России ареал альтернативной культуры, тот, что на Западе называют вслед за нью-йоркцами Даунтауном. В наших досуговых органах печати так и не нашлось для "Дома" соответствующей рубрики: прочитавшие о его программах в разделе "Концерты" удивлялись тому, что прямо в зале работает бар (правда, по особой просьбе артистов его закрывали), а клубная молодежь удивлялась, что в 11 вечера "Дом" уже закрывается и вообще там не принято пить, курить и болтать по мобильнику во время концерта.

Поразительно: формальное образование у человека, придумавшего и осуществившего концепцию российского Даунтауна и активнее других способствовавшего продвижению самых радикальных форм и жанров искусства культуры, было каким-то по-чеховски старосветским. До того как полностью заняться искусством, Дмитриев преподавал начертательную геометрию. Потом он занимался джазом в студии "Москворечье" (формально – в профсоюзной самодеятельности). Перестройка и гласность еще не были официально объявлены, а Дмитриев уже организовывал в ДК ЗИЛа фестиваль джазового авангарда. А в 1986 году многие музыкальные деятели стали находить в своих почтовых ящиках конверты с анонимным самиздатовским журналом "Дело", который Дмитриев сочинял и изготовлял на фотобумаге почтового формата вместе с философом и позднее музыкантом группы "Вежливый отказ" Андреем Соловьевым.

В начале 90-х годов он становится куратором музыкальных проектов Центра современного искусства на Якиманке, где, собственно, и зародилась концепция будущего "Дома" (между прочим, первоначально – это всего-навсего сокращение от "Дом самодеятельного творчества", юридической крыши культурного центра, средства на который дал бизнесмен-меломан Рустам Сулейменов).
"Он нес в себе гигантский заряд радостной энергии и доброты. С его уходом количество солнечного света в нашем мире резко и непоправимо уменьшилось", - говорит Антон Батагов, пианист и композитор. Дмитриев был по-настоящему амбициозен, стремился быть первым в каждом проекте. И не из-за тщеславия или эгоцентризма, а просто потому, что ему было интересно – так же, как было интересно безвозмездно делать и распространять самиздатовское "Дело" – с жаром любителя-энтузиаста и сметливостью крепкого ремесленника-профессионала.

Собственно, со временем он и стал профессионалом – продюсером в лучшем смысле этого слова, не просто антрепренером или менеджером, а, как до него Сергей Дягилев, генератором идей, которые сами музыканты, может быть, никогда бы и не смогли четко сформулировать, а уж тем более реализовать. Открывшийся в конце мая 1999 года первым российским фестивалем музыкального авангарда "Альтернатива", "Дом" фактически начал свою деятельность в 1996 году с фирмы компакт-дисков "Длинные руки", которую Дмитриев основал по завещанию Сергея Курехина. Первым релизом стал дуэт Курехина и американца Кешавана Маслака. К настоящему времени "Длинные руки" выпустили уже полсотни безупречных по качеству музыки и оформления дисков из области музыкального авангарда - от вокальных импровизаций тувинки Саинхо и коллектива новоджазовых импровизаторов русской диаспоры (с названием "Оркестр московских композиторов") до минималистского авангарда наших мэтров – Алексея Любимова, Антона Батагова, Сергея Загния, камерных ансамблей с мировым именем - Opus Posth, Kremerata Baltica.

Параллельно Дмитриев придумал и фестиваль вокального авангарда "Глубокая глотка", и "Кубок Ориона" – концептуальный смотр мировой музыки, замаскированный под культурную программу теннисного турнира. При его непосредственном участии осуществлялись такие, казалось бы, неподъемные коллективные проекты, как нашумевшие "Страсти по Матфею 2000" (собор Святого Андрея, июнь 2000-го), "Рождественские программы" в Концертном зале имени Чайковского, на которых, например, вместе музицировали питерский "АукцЫон" и московская Академия старинной музыки (январь 2004-го). А сколько Коля всего успел подготовить, и это состоится уже посмертно. На днях в "Доме" начинается московская программа СКИФа - питерского фестиваля памяти Сергея Курехина. Готовы программы майской "Альтернативы", Этнического фестиваля в саду "Эрмитаж" и давней мечты Николая Дмитриева – фестиваля Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna, которую Николай помог учредить Татьяне Гринденко и Владимиру Мартынову. Теперь он пройдет уже как дань его памяти под знаковым названием "Длинные руки"...

Когда Колю увезла "скорая помощь", на его столе остался включенный компьютер: он монтировал мегамикс из более чем 80 кратких (по минуте) эпизодов из самых запомнившихся выступлений в "Доме", который должен был выйти к пятилетию центра 22 мая.

первая публикация - "Известия"

Геннадий Сахаров

Екатеринбург

Узнал о смерти Коли Дмитриева и даже не знаю, что и сказать. Какой день не могу успокоиться, потому что искренне любил Колю как человека – и за его дела. Поднять московский музыкальный авангард до уровня ДОМа – это почти что подвиг, это не то, что организовать мэйнстрим, где не надо преодолевать рутину. При всех неизбежных издержках – личных и музыкальных- Коля постоянно это делал, т.е. преодолевал рутину - сначала в себе (я познакомился с ним у Тани Диденко лет 20 тому назад – он только начинал интересоваться музыкой), а затем в других. Я думаю, что Коля стимулировал и развивал у многих людей не любовь, нет – уважение и интерес к современной музыке, к этнической музыке, к авант-фолку и т.д., а если шире – к современной культуре. Среди моих знакомых есть несколько человек, которые, приезжая в Москву, сразу бежали в ДОМ "к Коле Дмитриеву". А теперь куда? И без того сиротливый авангард еще больше осиротел. Да и то сказать, какой-то мор на него: Курехин – Таня Диденко – Резицкий – и вот теперь Коля...