Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» и фестиваль "Длинные Руки" представляют: впервые в России Ирен Швайцер - фортепиано (Швейцария) и Les Diaboliques (Швейцария - Великобритания - Франция)

7 октября 2015





Ирэн Швайцер / Irene Schweizer - фортепиано
Мэгги Никольс / Maggie Nicols – вокал
Жоэль Леандр / Joëlle Léandre – контрабас

Долгожданный приезд знаменитой швейцарской пианистки Ирен Швайцер обещает стать главным событием осени для всех истинных ценителей импровизационной музыки столицы. Г-жа Швайцер сыграет два концерта подряд - первый 6 октября в составе легендарного трио Les Diaboliques совместно с Мэгги Николс (вокал) и Жоэль Леандр (контрабас), второй же будет явлением поистине уникальным - 7 октября - впервые на московской сцене - Ирен выступит соло, а далее во
второй части программы нас ожидают комбинации дуэтов Швайцер/Леандр, Швайцер/Николс и Леандр/Николс, что ныне является большой редкостью не только для России, но и даже для исключительно насыщенной музыкальными событиями и фестивалями Европы, вследствие почтенного возраста швейцарской пианистки и её нелюбви к путешествиям.

6 октября


Les Diaboliques
(Великобритания - Франция - Швейцария)


Радикально феминистическое трио с Жоэль Леандр, Ирен Швайцер и Мэгги Николс, под провокационным названием Les Diaboliques («Дьяволицы»), на рубеже веков записывало весьма непростые работы. Знаменитое скандальное выступление Леандр с проектом Quartet Noir на фестивале в Лиссабоне в 2007 г. уже вошло в число апокрифов современной импров-сцены.




ИРЭН ШВАЙЦЕР

Швейцарская пианистка, представительница европейского фри-джаза. С восьми лет начала играть народную музыку на аккордеоне, в двенадцать перешла на фортепиано. Исполняла современный свинг и хард-боп в студенческом оркестре. В начале 60-х гг. поехала в Лондон совершенствовать английский язык, сблизилась с музыкантами-авангардистами и после возвращения в Швейцарию организовала собственное трио. Некоторое время играла в стиле Билла Эванса (Bill Evans) и Джуниора Манса (Junior Mance), но вскоре перешла к свободной импровизационной музыке.


Огромное влияние в то время на неё оказало творчество Сесила Тэйлора. В конце 60-х - начале 70-х гг. сотрудничала с Пьером Фавром (Pierre Favre), Манфредом Шоофом (Manfred Schoof), Петером Ковальдом (Peter Kowald), Ивэном Паркером (Evan Parker) и другими европейскими авангардистами. Начавшееся в 1973-м году, сотрудничество с немецким импровизатором Рюдигером Карлом (Rüdiger Carl), в различных проектах продолжается по сей день. В 1978 г. вошла в состав ансамбля «Feminist Improvising Group» (позже «European Women`s Improvising Group»). В 1991 г. играла в «London Jazz Composers` Orchestra». В 80-е и 90-е гг. в основном выступала в дуэтах или трио, в частности с Джоном Чикаи (John Tchicai), Луисом Мохоло (Louis Moholo), Гюнтером Зоммером (Günter Sommer), Эндрю Сириллом (Andrew Cyrille), Ханом Беннинком (Han Bennink).
Является основательницей фестиваля в Taktlos и одним из партнёров Intakt Records.

ЖОЭЛЬ ЛЕАНДР

Радикальная и бескомпромиссная французская импров-контрабасистка Жоэль Леандр по праву считается одной из ведущих фигур на мировой джазовой сцене. Получившая классическое музыкальное образование, она выступала с известнейшими исполнителями по всему миру и получила известность как виртуозный импровизатор и талантливый композитор.

Жоэль Леандр - феминистка, регулярно выступающая с коллективами, в названиях которых декларируется их сугубо женская и/или феминистическая сущность, она в то же время — один из самых продвинутых свободных импровизаторов на контрабасе и одновременно — признанная исполнительница современной академической музыки: она играла в ансамбле Пьера Булёза, работала с Джоном Кейджем, а Джачинто Шелси написал специально для неё ряд сочинений.

Среди её партнёров в области «импров» (современной импровизационной музыки, стилистически происходящей вовсе не обязательно от джаза) — Мэрилин Криспелл, Дерек Бэйли, Фред Фрит, Сильви Курвуазье и даже сам Джон Зорн, а её радикально феминистическое трио с Ирен Швайцер и Мэгги Николс, под провокационным названием Les Diaboliques, на рубеже веков записывало весьма сложные интеллектуальные работы.

Дискография Жоэль Леандр (включая издания других исполнителей, на которых фигурирует её имя) насчитывает сотни полторы единиц.

Музыкальные критики сходятся во мнении, что Леандр способна невероятно точно передавать настроение произведения слушателю. Во время игры Жоэль пользуется смычком, в то время как большинство джазовых контрабасистов играют пальцами. Сочетание классической манеры исполнения, в которой чувствуется стремление разнообразить сегодняшний джаз, с великолепными и непредсказуемыми импровизациями — вот главный «конек» Жоэль Леандр, которую часто называют double-bass Lady (Леди контрабаса).

Как композитор Жоэль известна написанием музыки к мультимедийным представлениям, драматическим и танцевальным постановкам. Произведения Леандр ежегодно исполняют на джазовых фестивалях в Европе, США и Азии.


МЭГГИ НИКОЛС

24 февраля 1948 года в Эдинбурге родилась Maggie Nicols (настоящее имя Маргарет Николсон) – шотландская фри-джазовая вокалистка, суфражистка и импровизационная танцовщица.

Ее отец был с острова Льюиса, а мать из Северной Африки. В возрасте пятнадцати лет Мэгги бросила школу и начала работать танцовщицей в театре "Ветряная Мельница". Ее первые певческие опыты случились... не удивляйтесь, в стрип-клубе в Манчестере в возрасте шестнадцати лет. Примерно в это время она стала по-настоящему одержима джазом и пела с пианистом-би-бопером Dennis Rose. С тех пор её выступления в клубах и пабах – как в танцевальных шоу, так и с лучшими джазовыми музыкантами – стали собирать толпы народу. Каким-то образом она ещё успевала работать за границей как танцовщица, в том числе шесть месяцев выступала в парижском "Мулен Руж"!

В 1968 году она переехала в Лондон и присоединилась к "Тhe Spontaneous Music Ensemble", сотрудничая с John Stevens, Trevor Watts и Johnny Dyani. Эта группа выступила в том же году в Берлине на фестивале авангарда. В начале 1970-х годов Мэгги начала вокальные семинары в "Oval House Theatre", в то время как регулярно репетировала с местной рок-группой. Вскоре она присоединилась к прогрессивному джаз-роковому биг-бэнду "Centipede", в котором играли самые лучшие музыканты. Примерно в это время у Николс началось сотрудничество с шотландским перкуссионистом Кеном Хайдером и его группой "Talisker".

К концу 1970-х Мэгги Николс стала активным борцом за права женщин и основала группу "Импровизирующих феминисток", с успехом гастролируя по всей Европе. Она также организовывала женский семинар "Противоречия" в 1980 году и занималась другими видами деятельности в различных средствах массовой информации, не забывая о музыке и танцах. Кроме того, на протяжении многих лет Мэгги Николс писала музыку к телевизионному сериалу, идущему в прайм-тайм, – "Женщины в спорте".

Мэгги Николс на протяжении нескольких лет работала со швейцарской пианисткой Irine Schweizer и французской контрабасисткой Joëlle Léandre, регулярно участвуя во многочисленных совместных турах и записях в формате трио под названием "Les Diaboliques". А ее сотрудничество с Кеном Хайдером продолжается и поныне: дуэт включает в себя элементы традиционных мелодий и шотландский фон в джазовых импровизациях. Другие текущие проекты Мэгги Николс в настоящий момент – это дуэт с пианистом Pete Nu, ещё один дуэт с дочерью Аура-Мариной, трио с авангардистами Кэролайн Краабел и Шарлоттой Хаг, дуэт с пианистом Steve Lodder. Она также занимается капеллой "Вдохновение" и другими разнообразными проектами.

Николс выступала в течение нескольких десятилетий на международных фестивалях в Цюрихе и Франкфурте, давала сольные концерты в Кельне. Она работала с выдающимися импровизаторами со всего мира, в том числе с барабанщиком Günter Sommer, британским сопрано-саксофонистом Lol Coxhill, голландской тромбонисткой и скрипачкой Annemarie Roelofs, а также с выдающимися барабанщиком Han Bennink и виолончелистом Tristan Honsinger.


7 октября

Ирэн Швайцер - соло, дуэты Ирэн Швайцер/Мэгги Никольс, Ирэн Швайцер/Жоэль Леандр


7 октября - впервые на московской сцене - Ирен выступит соло, а далее во
второй части программы нас ожидают комбинации дуэтов Швайцер/Леандр, Швайцер/Николс и Леандр/Николс, что ныне является большой редкостью не только для России, но и даже для исключительно насыщенной музыкальными событиями и фестивалями Европы, вследствие почтенного возраста швейцарской пианистки и её нелюбви к путешествиям.

Творческий путь Ирен Швайцер необычайно интересен. Досконально изучив традиционные джазовые стили от рэгтайма и страйда до хард-бопа и соул-джаза на заре своей карьеры в 60-х и поиграв с такими музыкантами, как Johnny Dyani, Louis Moholo и Dollar Brand в African Jazz Cafe в Цюрихе, она вскоре обратилась к фри-джазу, сформировав трио с Петером Ковальдом и Пьером
Фавром, к которому вскоре присоединился саксофонист Эван Паркер. Заметное влияние на неё в то время оказало творчество Сесила Тейлора, выступление которого она впервые посетила в 1966 году.

Свой первый соло-концерт Ирен сыграла на Willisau Jazz Festival ещё в 1976 году, незамедлительно обратив на себя внимание любителей креативной музыки и джазовой общественности.

Техника, характерная для традиционных джазовых стилей и бибопа, Южно-Африканская музыка, бескомпромиссный фри-джаз, современная композиционная музыка, опыт коллективной импровизации, который швейцарская пианистка приобрела в составе группы "The Feminist Improvising Group" и позднее в тесно переплетаются с жизнелюбивыми ритмичными афро-джазовыми мотивами, которые вдруг внезапно сменяются сочным 12-тактовым блюзом или самобытной интерпретацией тем Телониуса Монка, Дона Черри или Карлы Блей.

Её фортепьяно мощно, перкуссивно - сказывается давняя страсть Ирен к ударным инструментам - и в то же время - воздушно, изобретательно и остроумно. <Я люблю ясность, прозрачность, неприукрашенную простоту> - говорит она, однако её музыка не дистанцируется от слушателя, а, наоборот, как бы вовлекает его в процесс созидания.

Сольные программы г-жи Швайцер образуют единое музыкальное пространство с чёткой формой, элементы которой, тем не менее, настолько свободны, что готовы в любой момент буквально взлететь, унестись ввысь, увлекая нас за собою.

Во второй части концерта компанию пианистке составят её давние соратницы по импровизационной сцене, блистательная шотландская фри-джазовая вокалистка Мэгги Николс и легендарная бескомпромиссная котрабасистка Жоэль Леандр, неизменные партнеры Ирен в составе Les Diaboliques, - однако дальнейшее музыкальное действо примет форму дуэтов в различных комбинациях (Швайцер/Леандр, Швайцер/Николс, Леандр/Николс), тогда как само легендарное инфернальное Трио в полном составе можно будет увидеть и услышать днём ранее, 6 октября.

В рамках фестиваля пройдет выставка ПЛАКАТА Группы ЭШ под руководством Николая ШТОКА

В рамках фестиваля пройдет мастер-класс музыкантов 5 октября в г.Александров Владимирской области в Музее Марины и Анастасии Цветаевых в 17-00 по адресу: ул. Военная, дом 2

 

 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет